Архивы КГБ: Как чекисты выводили на чистую воду руководство Черноморского судостроительного завода в Николаеве

Пока директор предприятия, которое впоследствии построит все советские авианосцы, отчитывался в Москву о перевыполнении госплана, местное МГБ присылало руководству другие письма – о срывах сроков выполнения и другие "антисоветские практики"

Юрий Щур
Кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры новейшей истории Украины Запорожского национального университета
Архивы КГБ: Как чекисты выводили на чист…
Крейсер "Куйбышев"

В документах МГБ УССР за май 1949 года можно найти очень интересный документ, касающийся функционирования такого важного советского оборонного объекта, как Завод №444, более известный сегодня как Черноморский судостроительный завод. Даже вскользь взглянув в Википедию, можно узнать, что это был самый большой корабельный завод в Украине, где были построены, в частности, все девять авианосцев СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1949 года завод был награжден орденом Ленина, и не только по случаю его 50-летия, но и "за успешное выполнение задач партии и правительства". Тем более интерес вызывает название специального сообщения, которое было направлено в адрес министра госбезопасности Союза ССР Абакумова – "Об антигосударственной практике на Николаевском судостроительном заводе №444".

В преамбуле специального сообщения отмечалось, что согласно госплану, в 1948 году на заводе должны были производиться интенсивные работы по достройке крейсеров "Куйбышев" и "Фрунзе", закладки на стапелях крейсеров "Дзержинский" и "Адмирал Нахимов", закладка и подготовительные работы по серийным подводным лодкам №376-382, а также должны были быть построены семь сухогрузных 250-тонных барж. В отчете за год, предоставленном руководством завода в Министерство судостроительной промышленности СССР, было указано перевыполнение плана на 5% в целом и на 1% именно по военному строительству.

Крейсер Адмирал Нахимов

Крейсер "Адмирал Нахимов"

Однако в МГБ УССР была информация, что указанные цифры были, мягко говоря, завышены. В частности, в реальности план по военному судостроению был выполнен только на 79%. Сотрудники ГБ прямо указывали, что директор завода Самарин, главный инженер Вайнштейн и начальник планово-производственного отдела Гик знали о недоработке объемов государственного заказа, однако путем подделки документов свели все на пользу предприятия. Таким образом, завод получил лишние 18 миллионов рублей, а работники соответственно незаконно получили премиальные.

Конкретно по объектам заказа ситуация выглядела следующим образом. По крейсеру "Куйбышев" руководство завода отчитывалось о перевыполнении плана и заверяло Министерство, что испытание корабля состоится по плану летом 1949 года. Однако в реальности, по данным МГБ, строительство отставало от плана уже на семь месяцев, и поэтому пришлось рабочие процессы переводить на круглосуточный график. Кроме того, пришлось привлекать к работе 70 конструкторов, которые должны разобраться, что именно нужно достраивать.

Крейсер Фрунзе

Крейсер "Фрунзе"

По крейсеру "Фрунзе" была произведена переработка технической документации, без изменения главных показателей строительства. За счет этого руководство строительными работами смогло, где нужно, завысить показатели, а затем искусственно их снижать.

Не лучше была ситуация с другими кораблями. Стапель, на котором был заложен крейсер "Дзержинский", не был завершен строительной организацией и, соответственно, не был сдан в эксплуатацию. Стапель для Адмирала Нахимова в 1948 году также не был сдан, что привело к срыву начала строительства. И опять же МГБ рапортовало о фальсификации документации по строительству, которые позволяли получать средства за еще невыполненные (недовыполненные) работы.

Крейсер Дзержинский

Крейсер "Дзержинский"

Также годовым планом на 1948-й был предусмотрен спуск на воду подлодок №376 и №377. После этого ожидалось ускорение работ для того, чтобы в 1949 завершить работы с лодками №378 и №379, и так далее. Однако не было сделано ровным счетом ничего. При наличии средств они не были распределены должным образом, а затем вообще остались неосвоенными. Кроме того, из семи заказанных барж заводом были построены всего четыре.

Конечно, органы государственной безопасности работали и в направлении сбора компромата на руководство завода, в частности, лиц, фигурировавших как организаторы фальсификаций. В первую очередь – на директора завода 44-летнего Александра Самарина, члена Коммунистической партии с 1922 года. Его основная "вина": в 1927-м – выговор за неуплаченные партийные взносы; в 1929-м – выговор за склоку среди инженерно-технических работников Балтийского судостроительного завода; в 1937-м – уже на Николаевском заводе исключался из партии за отказ от стахановского движения, "очковтирательства" и т.д. Правда, в том же году его восстановили.

Но уже в следующем, 1938-м, уже как директор завода им. Андре Марти, Самарин "назначал на руководящие должности лиц, которые "не вселяли политического доверия", и поддерживал связи с родственниками, проживавшими за рубежом". Еще у него была любовница, которая работала в Народном комиссариате судостроительной промышленности и подозревалась чекистами в принадлежности к германским разведывательным органам.

Во время германо-советской войны Самарин смог взлететь на должность заместителя Наркома судостроительной промышленности, однако падение также было ощутимым. В августе 1943 года его по совокупности провинностей Трибуналом Московского военного округа приговорили к четырем годам лишения свободы. Наказание он отбывал в действующем Северном флоте. В конце концов, судьба к нему была благосклонной – он вернулся на должность директора такого крупного по масштабам и значению судостроительного завода в Николаеве.

После майского специального сообщения в Николаев приехала комиссия для проверки работы завода, реального состояния выполнения заказа и т.д. Сотрудники МГБ дальше фиксировали – очевидно, через информаторов – попытки руководства предприятия ввести в заблуждение проверяющих и предоставить "подшлифованную" документацию.

Комиссия не стала проверять все документы на заводе, им было достаточно и материалов, которые они обработали по крейсерам "Куйбышев" и "Фрунзе". Лишь по этим двум кораблям насчитали "лишне перечисленных" 10 миллионов рублей.

В докладных записках и специальных сообщениях за 1949 год, которые нам удалось проработать, не было документа о конкретных результатах работы комиссии и принятых мерах, как Министерством, так и органами госбезопасности. Однако, по официальным данным истории завода, с осени 1949 года его уже возглавлял Владимир Ивочкин.

Читайте также:

Архив КГБ: Как херсонские чекисты расследовали события с антисоветским "привкусом"

Архив КГБ: Как запорожские чекисты охотились на государственных преступников

Архивы КГБ: Как в Николаевской области разрабатывали "Художницу" из Китая

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Николаев

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme